правила дорожного движения украины

Возможен ли возврат подержанного автомобиля продавцу или устранение им скрытых недостатков

возврат подержанного автомобиля

Сделок по приобретению бывших в употреблении автомобилей на украинском рынке значительно больше. На протяжении года в Украине продаётся порядка 70000-80000 новых легковых машин. В то же время авто с пробегом реализуются миллионами. Среди них есть свежепригнанные из-за рубежа вместе с внутренними перепродажами. Покупка б/у автомобиля влечёт за собой определённый риск. Далеко не все определяющие параметры можно проверить и на 100% удостовериться в полной исправности или отсутствии аварий в прошлом. Порой уже через несколько дней или недель после приобретения может обнаружиться некий неприятный сюрприз.

Так, после замены масла в отработанных газах появляется дым, а запуск мотора становится неуверенным. Подобное случается, если двигатель сильно изношен, а продавец устранил дефект с помощью присадки в масло. Это практически невозможно выявить средствами предпродажной диагностики. Известны также случаи, когда вместо подушек безопасности остаются отреставрированные панели, а контроллер эйрбегов перепрошит. Оператор во время компьютерной диагностики не обнаруживает никаких отклонений.

Перечислять подобные примеры можно до бесконечности. Но лучше давайте постараемся ответить на вопрос, защищает ли украинское законодательство покупателей технически неисправных подержанных автомобилей и есть ли возможность вернуть исправное авто, не оправдавшее надежд по уровню комфорта или, например, расходу топлива. Чтобы понять, можно ли вернуть б/у автомобиль в течение двух недель или рассчитывать на гарантийный ремонт, обратимся к комментарию Госпродпотребслужбы.

Покупка транспортного средства с рук

Отношения, которые возникают между двумя физическими лицами при купле/продаже товара не регулируются украинским законодательством. Если возникнут спорные вопросы, разрешить их можно единственным законным путём: обратиться в суд. Возврат автомобиля в течение двух недель и гарантийное устранение неисправностей в таком случае законом не предусматривается. Так говорится в комментарии ГППС.

Итак, покупая автомобиль с рук, покупатель фактически беззащитен против обмана касательно технического состояния, аварий в прошлом, реального пробега и других не менее важных моментов. Конечно, можно разбираться в судебном порядке. Но этот процесс потребует огромных финансовых затрат на государственные сборы, экспертизы, услуги адвоката.

Приобретение автомобиля на «автокомисе»

Возможно, если покупать автомобиль на автокомиссионной площадке или у дилера, продающего легковые машины с пробегом, можно рассчитывать на защиту со стороны законодательства? Ведь в большинстве своём «автокомисы» являются юридическими лицами с реквизитами и адресом. Продавая авто, они заключают договор с покупателем. Как отмечают специалисты ГППС, ссылаясь на тот же закон о защите прав потребителя, возврат товара надлежащего качества в срок до 14 дней возможен только в случае, если он не использовался и сохранен его товарный вид. Таким образом, из-под действия этой нормы автоматически исключаются подержанные автомобили.

Что касается гарантий, в законе сказано следующее: «относительно непродовольственных товаров, которые находились в использовании и были реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя удовлетворяются по согласию продавца». То есть, покупатель может рассчитывать на послепродажную поддержку, если «автокомис» проявит инициативу, и это прописано в договоре между сторонами.

В целом, законодательство не обязывает юридических лиц, реализующих автотовары, оказывать гарантийную поддержку. Как и в случае с покупкой подержанного автомобиля с рук, остаётся только один законный путь решения спорных ситуаций: судебное разбирательство.

Итак, ситуация с защитой потребителей в сегменте б/у автомобилей оставляет желать лучшего. Продавцы фактически не несут никакой ответственности перед покупателем на законодательном уровне. Вместе с авто в собственность клиента переходят отсутствующие подушки безопасности, скрученный пробег, перепрошитые блоки управления электроникой и другие недостатки, которые можно выявить только в ходе эксплуатации. Этому нельзя никак помешать на законодательном уровне. Только автокомисы иногда по доброй воле оказывают определённую гарантийную поддержку.

Вот и выходит, что смартфон или mp3-плеер за несколько десятков тысяч условных единиц в течение двух недель можно вернуть в магазин или сдать в гарантийный ремонт, поскольку это новые товары. Подержанный автомобиль, стоимость которого указана в долларах или евро и включает в себя внушительное количество нулей – это кот в мешке, при покупке которого можно рассчитывать только на свою удачу и порядочность продавца.